Особенности автомобилей BMW 5 серии с дизельным двигателем

Особенности разных модификаций дизельных двигателей BMW 5 серии

 

Первые BMW 5 серии с дизельным двигателем начали выпускать в 1982 году. Пионером была модель BMW X5 в кузове Е53, ее комплектовали первым в линейке немецкого концерна дизельным двигателем M57 мощностью 184 л. с. Но ни экономичность, ни безотказность таких моторов на легковых автомобилях не помогла им обрести популярность, вплоть до конца 90-х годов 20 века спрос был стабильно низким. Все изменилось, когда в 1998 году с конвейера сошел отличающийся минимальным уровнем шума и оборудованный оригинальной системой подавления вибраций модифицированный двигатель М57.

На начало 2020-х автомобили BMW 5 серии с дизельным двигателем в России и многих других странах популярнее бензиновых. Есть мнение, что эти моторы практически безотказные и стойко переносят разные стили езды, включая привычный многим россиянам экстрим в духе «водить по-русски по бездорожью не жалея железа». Во многом это так, но не без нюансов, поэтому в рамках статьи мы постарались объективно рассмотреть все особенности дизельной линейки BMW 5 серии и выделить наиболее важные для тех, кто планирует покупку такого автомобиля.

Как изменялись дизельные двигатели BMW 5 серии: от первого М57 до современного N57

 

Для того времени, когда баварский концерн выпустил первую партию легковых авто на дизельном моторе M57, это был натуральный прорыв. Рядный 6-цилиндровый мотор с чугунным блоком 4-клапанных цилиндров с алюминиевой головкой работал в десятки раз тише своих современников, был эргономичен и демонстрировал практически такие же тяговые показатели, как бензиновые агрегаты. Уникальный механизм Common Rail, созданный в инженерной лаборатории BMW, избавил от главной проблемы — прямой зависимости между числом оборотов и давлением на впрыске. Еще до официального старта продаж компания получала громадный предварительный заказ, что явно указывало на грядущий успех линейки.

До 2002/03 года турбированных дизельных двигателей в BMW 5 серии не было. В 4 поколении серии на базе M57TUD30 с турбированным нагнетателем Garrett GT2260V и электронным блоком управления DDE5 вышли авто в обеих версиях кузова: седан и универсал. Трехлитровая новика, по сути являющаяся сложной модификацией предшественника, за счет добавленной турбины развивала мощность до 204 л. с. и неплохо конкурировала с бензиновыми агрегатами. Бензин в тот период как раз дорожал, что также поспособствовало спросу на дизель.

M57TUD30 имеют высокую чувствительность к перегреву и требовательны к качеству топлива. Дизельные моторы обычно выносливее бензиновых, но только при условии внимательного соблюдения эксплуатационных требований и своевременному обслуживанию.

Столь высокую эффективность в сравнении с предшественником, подтвержденную тестами, турбированному мотору придала электронная регулировка геометрии крыльчатки, оптимизация работы Common Rail с аккумулятором давления и набор электронных датчиков-контроллеров смазки. Также, уже в начале 2000-х европейские автопроизводители заботились о минимизации выбросов вредных отработанных газов в атмосферу. Пьезоэлектрический инжектор M57TUD30, впускные коллектора с вихревыми заслонками и клапан рециркуляции отработанных газов EGR даже по современным меркам неплохо справляются с поддержанием достаточного для дизельных агрегатов уровня экологичности и одновременно обеспечивают полное сгорание топлива в камере.

С 2007 на рынке появились комплектации BMW 5 серии с дизельным двигателем M57TU2D30-OL на 235 л. с. и M57TU2D30-TOP на 286 л. с. А в 2010 мотор серии М57 заменили принципиально новым по всем параметрам дизелем N57. Сначала он выходил в единственной версии, но со временем их стало три: с одинарным, двойным или тройным турбонаддувом.

N57D30 тоже оказался не настолько совершенным, насколько его презентовали. Слабым местом стали вихревые заслонки, которые, забиваясь, приводят к неравномерной работе силового агрегата. Равно то же самое может произойти, если не заботиться об обслуживании клапана рециркуляции. Поэтому в наше время автовладельцы BMW 5 серии на дизеле N57 часто программно отключают EGR в сервисе. Решение рабочее, хоть и не самое лучшее с точки зрения корректного функционирования ДВС.

В N57D30 осталось не так много от предшественника. Даже конструкционно мотор заметно поменялся: например, привод газораспределительного механизма инженеры перенесли в заднюю часть агрегата. В случае ДТП такая перемена призвана минимизировать риски для оказавшихся рядом пешеходов. Common rail 3 версии и турбина с интеркулером Garrett GTB2260VK, обеспечивающая до 1,7 бара, помогли получить ощутимый прирост тяговой силы. Тогда как рост лошадиных сил нисколько не сказался на степени экологичности, мотор в полной мере укладывается в рамки стандартов Евро-5. Но всего перечисленного хватало только до поры до времени: в 2009 концерн поделился новостью о старте производства свежей модификации недавней новики — N57 TOP.

N57TOP с двухступенчатой турбиной с наддувом до 4 бар, изменяемой геометрией второй ступени, переработанным выпускным клапаном и пьезофорсунками не обладал недостатками N57. На фоне растущих требований к экологичности новинка прошла тест на соответствие Евро-6 и какое-то время держалась в топе наиболее экологичных, бесшумных и экономичных версий дизельного двигателя для легковых авто в мире.

N57S — это TOP, оптимизированный под EURO 6, усиленным блоком цилиндров, заметно более эффективной системой охлаждения и уже не двумя, а тремя турбинами. Зафиксированные в рамках тест-драйвов и конвейерных испытаний мощность до 381 л. с. при 740 Нм сделали его, по мнению многих автовладельцев и экспертов в автомеханике, самой успешной для своего времени версией двигателя дизельного типа.

У дизельного двигателя BMW N57 существует 6 модификаций, 3 из которых выпускаются по сей день и включены в комплектации сразу нескольких поколений BMW 5 серии:

1. N57D30O0 — 245 л. с., 540 Нм, годы выпуска 2008–2014;
2. N57D30U0 — 204 л. с., 450 Нм, годы выпуска 2010–2013;
3. N57D30T0 — 306 л. с., 600 Нм, годы выпуска 2009–2014;
4. N57D30O1 — 260 л. с., 560 Нм, годы выпуска с 2011;
5. N57D30T1 — 313 л. с., 630 Нм, годы выпуска с 2011;
6. N57D30S1 — 381 л. .с, 740 Нм, годы выпуска с 2012.

4-цилиндровые дизели в BMW 5 серии

 

Одновременно с мощными и популярными среди поклонников немецких автомобилей дизельными агрегатами выпускались и называемые их «младшими братьями» 4-цилиндровые ДВС с маркировкой M(N)47. Также до 2017 года существовала версия 4×4 дизеля B47D20, которая из-за своей недолговечности и достаточно низкой ремонтопригодности постепенно сошла на нет и оказалась снята с производства. Сейчас еще можно найти машину на B47D20, причем скорее всего этот BMW 5 серии будет достаточно неплохим выбором для покупки на вторичном рынке. Но стоит с особенной тщательностью проводить диагностику агрегата, т. к. скрытые проблемы, возникающие при исчерпании ресурса или экстремальном стиле вождения, — бич этой версии, из-за которой концерн от нее и отказался.

M47D20 — популярный дизельный мотор, на базе которого вышло несколько поколений седанов и универсалов 3 и 5 серий. У агрегата 4-цилиндровый чугунный блок цилиндров по 84 мм каждый, алюминиевая голова, система прямого впрыска топлива — все, что было передовым в годы его выпуска — до 2007. Узкое место версии мотора — демпфер коленвала, уже после 100 тыс. километров он начинает издавать посторонние звуки и в целом вести себя некорректно. Отсюда важность при покупке авто на таком дизеле из вторых рук проводить диагностику, особенно если демпфер мотора (во слов продавца) до сих пор не менялся.

N47D20 — 16-клапанный четырехцилиндровый дизель, выпускавшийся с 2007 по 2014 год. Автомобили BMW 5 серии с таким мотором можно найти только на вторичном рынке, но это не значит, что агрегат устарел и не сильно интересен для приобретения. За счет легкости и упрощения конструкции, в частности, инженерных изысканий, направленных на повышение производительности при минимизации износа по причине езды в разных стилях вождения, он получился достаточно надежным. При должном уходе и своевременном техническом обслуживании он нередко накатывает гораздо больше заявленных производителем 300 тысяч км.

Общие преимущества дизельных двигателей BMW 5 серии

 

Любой дизельный двигатель легкового автомобиля будет экономичнее бензинового аналога с аналогичными характеристиками. В случае с B, M, N моделями, используемыми в разных поколениях машин 5 серии BMW, дизели иногда оказываются интереснее более производительных бензиновых моторов. Разумеется, если речь идет о бытовой эксплуатации: преимущественно спокойной езде в городе.

Расход топлива у дизеля не обязательно ниже. А если вспомнить о том, что дизель дорожает, то и вовсе сложно делать какие-то однозначные сравнения. Очень многое в расчете расхода зависит от состояния мотора, стиля езды, температуры за бортом и прочих внешних факторов. Больше того, влияние на расход оказывает и тип трансмиссии: на BMW 5 серии на автоматической коробке передач затраты топлива будут выше, чем на укомплектованной там же ДВС машине на механике.

Разгон до 100 км/ч у дизельного двигателя происходит медленнее, чем у автомобиля на бензине. Поэтому когда этот параметр принципиален, любой конфигуратор предложит остановить свой выбор на комплектации с бензиновым двигателем. Когда же экономичный расход важнее, то дизель более предпочтителен. Помимо экономичности, для дизельных двигателей BMW 5 серии характерно:

  • хорошее ускорение,
  • отличный показатель тягового усилия,
  • проверенная сотнями тестов управляемость,
  • быстрый пуск в условиях отрицательных температур,
  • мягкая работа на холостых.

 

В условиях русской зимы дизельный мотор баварского производства вообще незаменим, хотя бы благодаря пусковому подогревателю Webasto, который сохраняет ресурс мотора и заботится о владельце авто. Мало того, что машина стартует практически сразу же без длительного предварительного прогрева, водителю и пассажирам тоже не придется мерзнуть — авто почти за считанные минуты прогревается.

Самое главное при покупке BMW 5 серии с дизельным двигателем.


По сути, у дизельных двигателей на легковых машинах BMW есть всего три особенности: они очень тихо работают, имеют пониженное потребление топлива и постоянно растущий, по мере выхода новых модификаций, эксплуатационный ресурс. Важно, что мощность у каждой следующей версии растет пропорционально надежности и сбалансированности характеристик.

Что касается экологичности, представленные в нашем каталоге и доступные для тест-драйва автомобили 5 серии BMW в полной мере отвечают мировым стандартам безопасности для окружающей среды, что подтверждают соответствующие сертификаты и оценки экспертов по результатам проверочных тестов. Благодаря этому и совместимости с топливными стандартами Европы и Азии вы гарантированно сможете использовать свой дизельный автомобиль практически в любой стране мира, исключая зоны, куда в принципе нельзя въезжать на транспорте, базирующемся на любых типах двигателях внутреннего сгорания.

Вы можете проконсультироваться и узнать подробнее о BMW 5 серии с дизельным двигателем у менеджеров официального дилера BMW Бакра
по телефону +7 (861) 279-07-07 или записаться на тест-драйв и ощутить мощь дизельного двигателя на дороге.